Site icon ALLART.KZ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА

Прикладное искусство является яркой областью самобытного творчества казахского народа.

Отличительной чертой казахского декоративно-прикладного искусства является его тесная связь с традициями и обычаями кочевой цивилизации, которая на определенных исторических этапах восприняла достижения материальной культуры оседлых земледельческих племен, населявших в прошлом Центральную Азию.

Накопленный веками запас впечатлений и представлений об окружающем мире казахский народ воплотил в своем орнаментальном искусстве и цветовой символике.

Сюжетно-пластическую основу произведений казахского прикладного искусства составляют зооморфные, космогонические, геометрические, растительные мотивы орнамента, в которых образы живой природы переплетаются с отголосками древних мифов.

Солярные круги, звезды, мировая гора, древо жизни, крестовина, спираль – это символы, олицетворяющие прекрасный и гармоничный Космос.

Все в мире кочевника подчинено незыблемым законам ясности, простоты, гармонии и порядка. Казахская юрта, в соответствии с этими законами, на протяжении веков приобрела свою округлую, полусферическую форму. Ее интерьер с полным убранством представляет собой освоенное человеком сакральное пространство, защищающее его от воздействия внешних сил.

Воинственные предки казахов приручили дикую степную лошадь и освоили верховую езду еще в глубокой древности, о чем свидетельствуют археологические находки периода ранних кочевников. В одном из погребений в числе предметов конской упряжи было обнаружено седло со стременами.

Казахский народ в своих легендах и сказаниях, воспевая грациозность и красоту этого животного, создал незабываемый образ крылатого коня – Тулпара. В древней космологии конь был олицетворением середины трехчастной модели Космоса.

Хороший скакун и седло, украшенное резным серебром и золочением, были у казахов показателями чести, достоинства и социального статуса мужчины. Мастера шорницких дел с особой любовью и тщательностью изготавливали предметы конского снаряжения, выдерживая все детали и декоративные элементы в едином стиле и комплектности. Седло с подседельником обтягивали тисненой кожей, дугообразные луки украшали штампованными металлическими пластинами, покрытыми серебром, а также крупными сердоликовыми вставками. Уздечки и нагрудники декорировали фигурными накладками с разноцветной эмалью. Подвесные детали сбруи нередко выполняли в виде когтистых лапок сокола или беркута, а рукоять плетки — из ножки сайгака.

Шанырак — круглый купол юрты с отходящими от него в разные стороны ткаными полосами — баскурами. В древности круг с вписанной в него крестовиной символизировал солнце. Не случайно, в конструкции юрты сохранено архаическое представление о членении мира на три уровня – нижний, срединный и верхний.

Солнце – это купол юрты, небо — подкупольное пространство, свисающие вниз разноцветные кисти — это имитация звезд в открытом небе. Орнаментированное убранство юрты запечатлело символику флоры и фауны Казахстана.

Тускииз, являясь обязательной частью приданого невесты, олицетворяет семейное счастье и благополучие. По обычаю девушка должна сама вышить ковер и привезти в дом жениха.

Настенные ковры – тускиизы — шьют из бархата и шелка, покрывая изысканной растительной вышивкой широкую бордюрную полосу, применяя тамбурную строчку, реже — гладь.

В декоре ковра в качестве оберегов используются кораллы и фигурные пластины из серебра с мелкими вкраплениями

из полудрагоценных камней.

Подлинным шедевром народного искусства является «коралловый» тускииз из Восточного Казахстана. Оригинальную композицию ковра составляет бордюр

Перечисленные приемы декорирования изделий из кожи выявляют генетическую связь данного вида традиционного искусства с богатым художественным наследием предшествующих эпох, в частности, со скифо-сакским «звериным» стилем.

Войлок — один из широко применяемых материалов — был известен кочевым племенам древнего Казахстана уже в 1-м тысячелетии до нашей эры. Народные мастерицы и сейчас из этого   материала изготавливают покрытие для юрт, постилочные ковры, мягкие сумки и чехлы для посуды.

В свободной и монументальной пластике войлочных ковров — текеметов и сырмаков — прослеживается эволюция казахского орнамента от простой извилистой линии до четкой и стройной картины мироздания с небом, солнцем, земной твердью, растениями, человеком и животными, вращающимися в жизненном водовороте.

Постилочный ковер текемет изготавливается в технике накатки узора на полуготовую шерстяную основу, в связи с чем он имеет живописную и полихромную структуру, а его орнамент — мягкие, слегка размытые очертания. Орнаментальную композицию сырмака, напротив, отличает почти графическая ясность и четкость узоров, поскольку такой ковер изготавливают из готового войлока мозаичным или аппликативным способом. В орнаментике войлочных ковров преобладают различные вариации роговидного мотива кошкар мюйиз, символизирующего богатство, изобилие.

В виде прямоугольной арки, заполненный цветочно-растительной вышивкой, символизирующей идею «райского сада». Казахские мастерицы украшают вышивками национальный костюм, головные уборы, занавески, скатерти, полотенца и др.

В отличие от вышивок на бытовых изделиях, более нарядны золотое и серебряное шитье, которыми расшивают бархатные покрывала тосек жапкыш. Пьишный растительный орнамент, позумент и блестки усиливают драгоценное мерцание фактурной поверхности изделий.

Самобытное ювелирное искусство Казахстана, отличающееся высоким исполнительским мастерством народных ювелиров зергеров. Для ювелирных изделий Центрального и Южного Казахстана характерно изящество форм, обилие вставок из драгоценных и полудрагоценных камней. Ажурные украшения для кос с крупными сердоликами и подвесками из серебряных монет шолпы распространены в Северных регионах страны.

Художественный стиль казахских ювелиров определяется устойчивостью традиций, стремлением к благородной простоте форм и сдержанности декора.

Немногочисленная и скромная по своему декоративному оформлению казахская мебель. Искусные мастера по дереву — агат уста владели различными техниками художественной резьбы — рельефной, плоскорельефной, контурной, трехгранно-выемчатой. Народные умельцы для украшения музыкальных инструментов, свадебных сундучков, лицевой поверхности посудных шкафов и кроватей применяли инкрустацию костью

Сложный резной орнамент ларя для хранения продуктов кебеже из Центрального Казахстана находится в равновесии с теплым фоном, а многократно повторяющиеся элементы узоров создают композицию, полную динамики и ритма.

Ткачество распространено в Казахстане с древнейших времен. Ткацкий станок был известен андроновским племенам еще во 2-ом тысячелетии до нашей эры в эпоху бронзы. Прекрасно сохранившиеся в условиях вечной мерзлоты ворсовые и безворсовые ковры были впервые обнаружены археологами в Горном Алтае в Пазырыкских и Ноин-Улинских курганах.

На территориях Западного и Южного Казахстана в близком соседстве с народами, населяющими Туркмению и Узбекистан, развивалось ворсовое ткачество. Безворсовое – встречается практически повсеместно.

Казахские мастерицы ткут в гладкой, смешанной и ворсовой техниках паласы — алаша, переметные сумы – коржын, чехлы для одежды — аяк кап, ленты и полосы для скрепления и украшения юрты. Внешнее войлочное покрытие жилища перетягивают узорными лентами — бау. Между решетчатыми стенками и куполом юрты, по периметру пропускают — ак баскур, который образует орнаментированный тканый фриз, протянувшийся, словно светлая полоска млечного пути.

Тканый ковер является высшим достижением культуры земледельческих и кочевых народов Востока. В его орнаменте и звучном колорите многовековой опыт и народная мудрость органично слились с древними мифическими, религиозными и магическими представлениями людей. Без него невозможно  обойтись ни в будничной жизни, ни во время традиционных праздников и ритуальных обрядов.

Среди большого разнообразия гладких ковров — такыр клем самыми красивыми считаются арабы клем и бес кесте.

Арабы клем привлекает необычностью композиционного решения. Размещенные по вертикали, чередующиеся орнаментированные и узкие разноцветные полосы, сообщают композиции ковра динамичный характер. Первоначально эти ковры появились в Казахстане и Средней Азии в эпоху Средневековья и были популярны благодаря своей прочности и высокому качеству
исполнения.

Ковер, вытканный в технике бес кесте, декорируется некруглым геометрическим орнаментом с роговидными ответвлениями, который выполняется с помощью добавочной цветной нитки утка, придающей поверхности изделия эффект вышитого узора. Интересно, что название ковра в переводе с казахского языка обозначает один из традиционных способов вышивания.

Разнообразные по своей орнаментации казахские ворсовые ковры — тукти клем ткут из шерсти овец, особо

качественной, тонкорунной породы, применяя для ее окрашивания натуральные природные красители: охру, индиго, марену, кожуру лука, кору дуба, сок листьев растений, квасцы.

Чаще всего на центральном поле ворсового ковра мастерицы размещают крупномасштабные фигуры — многоугольники, ступенчатые ромбы и  медальоны, которые образуют строго симметричную, завершенную композицию. Используя систему линейного построения орнамента, состоящего из небольшого числа стандартных, формообразующих элементов геометрического узора, народные мастерицы добиваются множества вариантов ковровых композиций. Причем, растительные и зооморфные мотивы подвергаются стилизации, что объясняется не столько влиянием эстетических канонов Ислама, сколько особенностями технологии тканья.

         В колористической гамме казахских ворсовых ковров, насчитывающей, обычно, до семи-восьми цветов, красный цвет является основным. Коричневый, желтый, зеленый и белый — участвуют в цветовой раскладке узора и фона.

В целом, насыщенный колорит ковровых изделий, построенный на сочетаниях благородных чистых тонов, передает оптимистичный и жизнерадостный характер народного искусства Казахстана.

Народное искусство — это прошлое в настоящем. Оно существует по законам логики и целесообразности, в нем нет ничего случайного. Его живительный источник не иссякает, благодаря преемственности поколений и целых исторических эпох.

Exit mobile version