ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА | ALLART.KZ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА | ALLART.KZ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА

Прикладное искусство является яркой областью самобытного творчества казахского народа.

Отличительной чертой казахского декоративно-прикладного искусства является его тесная связь с традициями и обычаями кочевой цивилизации, которая на определенных исторических этапах восприняла достижения материальной культуры оседлых земледельческих племен, населявших в прошлом Центральную Азию.

Накопленный веками запас впечатлений и представлений об окружающем мире казахский народ воплотил в своем орнаментальном искусстве и цветовой символике.

Сюжетно-пластическую основу произведений казахского прикладного искусства составляют зооморфные, космогонические, геометрические, растительные мотивы орнамента, в которых образы живой природы переплетаются с отголосками древних мифов.

Солярные круги, звезды, мировая гора, древо жизни, крестовина, спираль — это символы, олицетворяющие прекрасный и гармоничный Космос.

Все в мире кочевника подчинено незыблемым законам ясности, простоты, гармонии и порядка. Казахская юрта, в соответствии с этими законами, на протяжении веков приобрела свою округлую, полусферическую форму. Ее интерьер с полным убранством представляет собой освоенное человеком сакральное пространство, защищающее его от воздействия внешних сил.

Воинственные предки казахов приручили дикую степную лошадь и освоили верховую езду еще в глубокой древности, о чем свидетельствуют археологические находки периода ранних кочевников. В одном из погребений в числе предметов конской упряжи было обнаружено седло со стременами.

Казахский народ в своих легендах и сказаниях, воспевая грациозность и красоту этого животного, создал незабываемый образ крылатого коня — Тулпара. В древней космологии конь был олицетворением середины трехчастной модели Космоса.

Хороший скакун и седло, украшенное резным серебром и золочением, были у казахов показателями чести, достоинства и социального статуса мужчины. Мастера шорницких дел с особой любовью и тщательностью изготавливали предметы конского снаряжения, выдерживая все детали и декоративные элементы в едином стиле и комплектности. Седло с подседельником обтягивали тисненой кожей, дугообразные луки украшали штампованными металлическими пластинами, покрытыми серебром, а также крупными сердоликовыми вставками. Уздечки и нагрудники декорировали фигурными накладками с разноцветной эмалью. Подвесные детали сбруи нередко выполняли в виде когтистых лапок сокола или беркута, а рукоять плетки — из ножки сайгака.

Шанырак — круглый купол юрты с отходящими от него в разные стороны ткаными полосами — баскурами. В древности круг с вписанной в него крестовиной символизировал солнце. Не случайно, в конструкции юрты сохранено архаическое представление о членении мира на три уровня — нижний, срединный и верхний.

Солнце — это купол юрты, небо — подкупольное пространство, свисающие вниз разноцветные кисти — это имитация звезд в открытом небе. Орнаментированное убранство юрты запечатлело символику флоры и фауны Казахстана.

Тускииз, являясь обязательной частью приданого невесты, олицетворяет семейное счастье и благополучие. По обычаю девушка должна сама вышить ковер и привезти в дом жениха.

Настенные ковры — тускиизы — шьют из бархата и шелка, покрывая изысканной растительной вышивкой широкую бордюрную полосу, применяя тамбурную строчку, реже — гладь.

В декоре ковра в качестве оберегов используются кораллы и фигурные пластины из серебра с мелкими вкраплениями

из полудрагоценных камней.

Подлинным шедевром народного искусства является «коралловый» тускииз из Восточного Казахстана. Оригинальную композицию ковра составляет бордюр

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА

Перечисленные приемы декорирования изделий из кожи выявляют генетическую связь данного вида традиционного искусства с богатым художественным наследием предшествующих эпох, в частности, со скифо-сакским «звериным» стилем.

Войлок — один из широко применяемых материалов — был известен кочевым племенам древнего Казахстана уже в 1-м тысячелетии до нашей эры. Народные мастерицы и сейчас из этого   материала изготавливают покрытие для юрт, постилочные ковры, мягкие сумки и чехлы для посуды.

В свободной и монументальной пластике войлочных ковров — текеметов и сырмаков — прослеживается эволюция казахского орнамента от простой извилистой линии до четкой и стройной картины мироздания с небом, солнцем, земной твердью, растениями, человеком и животными, вращающимися в жизненном водовороте.

Постилочный ковер текемет изготавливается в технике накатки узора на полуготовую шерстяную основу, в связи с чем он имеет живописную и полихромную структуру, а его орнамент — мягкие, слегка размытые очертания. Орнаментальную композицию сырмака, напротив, отличает почти графическая ясность и четкость узоров, поскольку такой ковер изготавливают из готового войлока мозаичным или аппликативным способом. В орнаментике войлочных ковров преобладают различные вариации роговидного мотива кошкар мюйиз, символизирующего богатство, изобилие.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА

В виде прямоугольной арки, заполненный цветочно-растительной вышивкой, символизирующей идею «райского сада». Казахские мастерицы украшают вышивками национальный костюм, головные уборы, занавески, скатерти, полотенца и др.

В отличие от вышивок на бытовых изделиях, более нарядны золотое и серебряное шитье, которыми расшивают бархатные покрывала тосек жапкыш. Пьишный растительный орнамент, позумент и блестки усиливают драгоценное мерцание фактурной поверхности изделий.

Самобытное ювелирное искусство Казахстана, отличающееся высоким исполнительским мастерством народных ювелиров зергеров. Для ювелирных изделий Центрального и Южного Казахстана характерно изящество форм, обилие вставок из драгоценных и полудрагоценных камней. Ажурные украшения для кос с крупными сердоликами и подвесками из серебряных монет шолпы распространены в Северных регионах страны.

Художественный стиль казахских ювелиров определяется устойчивостью традиций, стремлением к благородной простоте форм и сдержанности декора.

Немногочисленная и скромная по своему декоративному оформлению казахская мебель. Искусные мастера по дереву — агат уста владели различными техниками художественной резьбы — рельефной, плоскорельефной, контурной, трехгранно-выемчатой. Народные умельцы для украшения музыкальных инструментов, свадебных сундучков, лицевой поверхности посудных шкафов и кроватей применяли инкрустацию костью

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА

Сложный резной орнамент ларя для хранения продуктов кебеже из Центрального Казахстана находится в равновесии с теплым фоном, а многократно повторяющиеся элементы узоров создают композицию, полную динамики и ритма.

Ткачество распространено в Казахстане с древнейших времен. Ткацкий станок был известен андроновским племенам еще во 2-ом тысячелетии до нашей эры в эпоху бронзы. Прекрасно сохранившиеся в условиях вечной мерзлоты ворсовые и безворсовые ковры были впервые обнаружены археологами в Горном Алтае в Пазырыкских и Ноин-Улинских курганах.

На территориях Западного и Южного Казахстана в близком соседстве с народами, населяющими Туркмению и Узбекистан, развивалось ворсовое ткачество. Безворсовое — встречается практически повсеместно.

Казахские мастерицы ткут в гладкой, смешанной и ворсовой техниках паласы — алаша, переметные сумы — коржын, чехлы для одежды — аяк кап, ленты и полосы для скрепления и украшения юрты. Внешнее войлочное покрытие жилища перетягивают узорными лентами — бау. Между решетчатыми стенками и куполом юрты, по периметру пропускают — ак баскур, который образует орнаментированный тканый фриз, протянувшийся, словно светлая полоска млечного пути.

Тканый ковер является высшим достижением культуры земледельческих и кочевых народов Востока. В его орнаменте и звучном колорите многовековой опыт и народная мудрость органично слились с древними мифическими, религиозными и магическими представлениями людей. Без него невозможно  обойтись ни в будничной жизни, ни во время традиционных праздников и ритуальных обрядов.

Среди большого разнообразия гладких ковров — такыр клем самыми красивыми считаются арабы клем и бес кесте.

Арабы клем привлекает необычностью композиционного решения. Размещенные по вертикали, чередующиеся орнаментированные и узкие разноцветные полосы, сообщают композиции ковра динамичный характер. Первоначально эти ковры появились в Казахстане и Средней Азии в эпоху Средневековья и были популярны благодаря своей прочности и высокому качеству
исполнения.

Ковер, вытканный в технике бес кесте, декорируется некруглым геометрическим орнаментом с роговидными ответвлениями, который выполняется с помощью добавочной цветной нитки утка, придающей поверхности изделия эффект вышитого узора. Интересно, что название ковра в переводе с казахского языка обозначает один из традиционных способов вышивания.

Разнообразные по своей орнаментации казахские ворсовые ковры — тукти клем ткут из шерсти овец, особо

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА

качественной, тонкорунной породы, применяя для ее окрашивания натуральные природные красители: охру, индиго, марену, кожуру лука, кору дуба, сок листьев растений, квасцы.

Чаще всего на центральном поле ворсового ковра мастерицы размещают крупномасштабные фигуры — многоугольники, ступенчатые ромбы и  медальоны, которые образуют строго симметричную, завершенную композицию. Используя систему линейного построения орнамента, состоящего из небольшого числа стандартных, формообразующих элементов геометрического узора, народные мастерицы добиваются множества вариантов ковровых композиций. Причем, растительные и зооморфные мотивы подвергаются стилизации, что объясняется не столько влиянием эстетических канонов Ислама, сколько особенностями технологии тканья.

         В колористической гамме казахских ворсовых ковров, насчитывающей, обычно, до семи-восьми цветов, красный цвет является основным. Коричневый, желтый, зеленый и белый — участвуют в цветовой раскладке узора и фона.

В целом, насыщенный колорит ковровых изделий, построенный на сочетаниях благородных чистых тонов, передает оптимистичный и жизнерадостный характер народного искусства Казахстана.

Народное искусство — это прошлое в настоящем. Оно существует по законам логики и целесообразности, в нем нет ничего случайного. Его живительный источник не иссякает, благодаря преемственности поколений и целых исторических эпох.

allart

allart

VK: https://vk.com/b.baur WhatsApp: +7 (777) 241-17-40 E-mail: ravellify@yandex.kz , baurzhan.b.k@gmail.com

>

Возможно вы это ищите?..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *